Введение
Довольно успешное развитие и высокие темпы роста российской экономики за последнее десятилетие во многом можно объяснить весьма благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, в частности высокими мировыми ценами на нефть и возможностью значительного расширения экспорта энергоресурсов.
В ближайшие годы наша страна должна решить ряд перспективных задач, важное место среди которых занимают задачи, связанные с организацией и управлением внешнеэкономической деятельностью. Внешнеэкономический комплекс должен стать неотъемлемой частью долгосрочной стратегической концепции развития нашей страны, поскольку именно он может помочь российской экономике успешно интегрироваться в систему современного мирового рынка.
Современные положения
Основными направлениями внешнеэкономического взаимодействия РФ с другими странами можно считать:
- внешнюю торговлю;
- инвестиции российских компаний за рубежом и инвестиции зарубежных агентов в России;
- международные валютно-финансовые отношения;
- международное движение капитала и его государственное регулирование;
- международное производство и кооперацию;
- международный технологический обмен;
- трансграничную миграцию рабочей силы;
- международный транспорт;
- международную безопасность.
В июне 2004 г. вступил в действие Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в котором зафиксировано, что правом ведения внешнеторговой деятельности обладают любые иностранные и российские лица. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами Российской Федерации (ст. 10).
Закон можно считать более либеральным по сравнению с ранее существовавшим законом от 1995 г., так как он снимает многие ограничения в сфере ведения внешней торговли1. Права экспортеров и импортеров расширились, а условия ограничений и запретов стали более четкими. Наряду с тем полномочия правительства расширились. И хотя в новом законе нет статьи о возможности введения государственной монополии на торговые операции по отдельным товарам, но разрешается применение их исключительного права на экспорт и импорт.
Структура произведенного ВВП у России существенно иная, чем в мире в целом и у развитых стран в особенности. В промышленности создается почти половина российского ВВП. Однако при таком высоком уровне индустриализации Россия слабо включена в международную торговлю готовой продукцией. Дело в том, что российское и мировое производство сильно разнятся по своей структуре1. В мировом промышленном производстве 81,9% приходится на обрабатывающие отрасли, 10,4% - на добывающие. Большая часть международного обмена - готовые изделия, и около половины его-продукция машиностроительного комплекса. В российской промышленности вклад добывающих отраслей в объем производства составляет 24,4%. Примерно половину промышленного производства (46%) дают отрасли первичной переработки сырья - металлургия, химия и нефтехимия, лесопереработка. Доля машиностроения и металлообработки - чуть более 20%. К тому же многие российские машиностроительные предприятия не в силах выпускать конкурентоспособную продукцию. При такой структуре промышленности экспортный потенциал страны складывается в основном из минеральных сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.
Экспортная структура РФ за последние несколько лет, к сожалению, не сильно изменилась. Россия занимает 1-е место в мире по экспорту никеля и природного газа, 2-4-е места по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины. Она остается крупным поставщиком мирового рынка по меди, алмазам, круглому лесу. Приведенные товары являются основой российского экспорта и составляют 80% его стоимостного объема.
Отдельно следует упомянуть снижение или довольно умеренный рост средних импортных цен для России, что обеспечивало нашей стране устойчиво благоприятные условия обмена с внешним миром и получение чистого выигрыша в торговле. Главная причина этой ситуации - слабая конъюнктура на рынках продовольствия, товаров народного потребления, массовой продукции информационно-коммуникационных технологий, ряда других промышленных изделий, составляющих большую часть отечественного импорта, в силу превышения предложения над спросом и острой международной конкуренции.
ледующим направлением внешнеэкономических отношений Российской Федерации является трансграничное движение капитала. Современный этап развития отечественной экономики характеризуется либерализацией движения капитала. Ограничения на его перемещение сняты с 1 июля 2006 г. Это означает некоторую возросшую зависимость страны от трансграничных инвестиций. Увеличивается возможность мобилизации капитала для целей развития, но одновременно усиливается уязвимость экономики по отношению к колебаниям международных финансовых рынков. Государственный долг радикально снизился. Накопленные крупные международные резервы позволяют предотвращать резкие колебания валютного курса. В то же время возможность зарубежных заимствований по относительно низким ставкам привела к масштабному увеличению внешней задолженности корпораций.
Перспективы
Затрагивая вопрос стратегического развития Российской Федерации, стоит отметить, что российскими учеными разработан ряд вариантов долгосрочной экономической стратегии на период до 2015 г. и далее, до 2025 г. В стратегии выделяется три значимых этапа реализации, которые приводятся с некоторыми коррективами1.
На первом этапе (2006-2010 гг.) предполагалось преодоление последствий кризиса основного и человеческого капитала, причем в это время степень влияния государства на внешнеэкономические отношения была еще довольно высока.
Ко второму этапу (2011-2015 гг.) относятся завершение модернизации и принципиальное обновление машиностроительного комплекса на основе инноваций, планируется экспансия продукции российской инвестиционной сферы на мировом рынке, а также сокращение доли традиционных товаров в экспорте за счет инновационных продуктов. На этом этапе роль государства сводится лишь к стратегическим коррективам в сфере международной торговли и международных финансовых отношений.
Третий этап (2016-2025 гг.) представляет собой настоящую либерализацию российской экономики и внешнеэкономических отношений, при этом роль государства ограничивается рыночной экономикой, необходимой кредитной и дипломатической поддержкой саморегулируемых хозяйственных и научно-технических организаций. Однако на всех трех этапах сохраняется функция государства, связанная с наполнением доходной части бюджета отчислениями от внешнеторговой деятельности.